«Я – сам!», или приемы формирования самостоятельности у ребенка Курсы и тренинги по психологии

«Я – сам!», или приемы формирования самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности – неотъемлемое требование сегодняшней реальности. Оно предполагает формирование у ребенка целеустремленности, независимости, широты взглядов, гибкости ума и поступков. О теоретических вопросах формирования самостоятельности детей в возрасте от 1 года до 14 лет, а также практических рекомендациях, направленных на развитие данного качества, расскажу сегодня.

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ?

Самостоятельность – важная черта личности, которая в зависимости от возраста по-разному проявляется в жизни. Часто родители сетуют на неумение ребенка младшего возраста занять себя, придумать игру, на его неспособность выполнить простейшую просьбу: у него все валится из рук, самое элементарное задание вызывает затруднение, действия неуклюжи; начатое дело не доводится до конца, если не проконтролировать.
Жалобы на подростка чаще сводятся к тому, что он не хочет ходить в школу, не помогает по дому, ничем не интересуется, легко поддается влиянию старших из сомнительной компании.
Вышеперечисленные примеры свидетельствуют об отсутствии у ребенка самостоятельности, а значит и ответственности, целеустремленности, уверенности в себе, неразрывно связанных с ней. Уровень самостоятельности повышается с возрастом, в процессе овладения ведущими видами деятельности (общением, действиями с предметами, игрой, учением, трудом). На всех этапах развития самостоятельности необходимым условием является правильное взаимодействие ребенка со взрослыми.

РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВМЕСТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ

Сами с усами

Первые попытки проявить самостоятельность отмечаются еще в начале второго года жизни. Малыш стремится к активному освоению всего окружающего и сам хочет все познать, используя при этом физические возможности и органы чувств. В первую очередь самостоятельность может проявиться в овладении навыками самообслуживания. Ребенка следует привлекать к участию в кормлении, одевании, умывании, пользовании горшком.
С полутора лет, используя подражательные способности, малыша целесообразно привлекать к самостоятельному мытью рук, причесыванию, участию в одевании и особенно раздевании.
Начиная со второго года жизни, малыш должен приучаться к самостоятельности в еде. Необходимо многократно и терпеливо показывать ребенку, как следует во время еды сидеть за столом, самостоятельно пользоваться ложкой. Даже самые неумелые его попытки заслуживают одобрения и поощрения. После того как ребенок научится пользоваться ложкой и уже не проливает жидкое блюдо, можно начать приучать его самостоятельно вытирать губы после еды салфеткой.
Двухлетние дети почти полностью раздеваются сами, они не могут лишь расстегивать пуговицы. Одеваться им сложнее, и овладевают этим умением они позже, иногда только в три-три с половиной года, а справляться с пуговицами и шнурками им редко удается ранее четырех-пяти лет. Поэтому ребятам следует помогать одеваться, но только помогать (!), а не одевать их полностью.
Самостоятельность – понятие широкое и проявляется у детей не только в самообслуживании. Родители должны поощрять и умение ребенка занять себя, самостоятельно играть, используя различные домашние предметы, игрушки, убирать свой уголок. Действия ребенка полезно так направлять, чтобы создавались условия для проявления все новых видов его самостоятельности и инициативы.

Самостоятельность ребенка не исключает участия родителей в его деятельности

Пять правил развития самостоятельности


1. Соблюдайте режим дня.
Привычка к определенному распорядку позволяет учиться планировать свое время. Примерный режим дня должен быть написан на бумаге и висеть в детской. Если ребенок дошкольного возраста, последовательность дел на день можно нарисовать. Что именно изобразить, как обозначить то или иное дело – решает сам ребенок.
2. Не вмешивайтесь в деятельность ребенка, если он не просит о помощи.

Так вы дадите ему возможность поверить в свои силы. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
3.  Если ребенку трудно, он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Может показаться, что последние два правила противоречат друг другу. Это не так. В ситуациях, где применимо второе правило, ребенок о помощи не просит и даже протестует, когда ее оказывают. Третье же правило используют, если он либо прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него «не выходит», «не получается», что он «не знает как», либо вообще оставляет начатое дело после первых неудач. Любое из этих проявлений – сигнал о том, что ему необходимо помочь.
4.  Постепенно – но неуклонно (!) снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Не стремитесь предугадать каждый следующий шаг ребенка и подсказать ему, как, по вашему мнению, можно сделать лучше. Так ребенок привыкнет, что ему не надо думать о том, как вести себя в том или ином случае.
5. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия).
Своим плохим поведением ребенок как бы подталкивает вас к тому, чтобы вы снова взяли в свои руки внешний контроль. Какими бы ни были ваши первые импульсивные переживания в связи с поступками ребенка, оставайтесь тверды в своем решении. Сохраняйте в отношениях с ребенком дружественный и уважительный тон. Поскольку он привык, что ранее на него воздействовали с помощью обидных замечаний, порицания важно предложить взамен ему нечто другое.
6.  Советуйтесь с ребенком. Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения.

«Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?», «Может, нам стол на кухне переставить сюда – как ты считаешь?».
7.  Поощряйте достигнутые успехи.
Как ребенок поймет, что самостоятельность – это хорошо, если родители не будут положительно подкреплять это стремление.

Если человек хочет сам управлять своей жизнью, то должен уметь справляться сам со своими проблемами

Не бойтесь перестать контролировать ребенка, если вы все будете делать правильно, то он не «отобьется от рук» и не почувствует себя обделенным родительской любовью. Без тотального контроля ваши дети скорее станут более самостоятельными, поймут, что таким образом вы заботитесь о них и их будущем. Чтобы вам было легче проработать основные этапы в процессе развития самостоятельности у ваших детей, вам необходимо работать и над собой. В этом вам поможет наш «Внутренний ребенок» и, конечно, «Витамин Детство» - отличная платформа для старта ваших гармоничных отношений с детьми. Буду рада помочь всем, кому требуется помощь. С пожеланиями гармонии и крепкого счастья, ваш #ПсихологЛиза
Товар добавлен в корзину
Оформить заказ

Смотрите также
от