Типы темперамента ребенка Курсы и тренинги по психологии

Не темпераментом единым растут маленькие люди

Каждый современный родитель – грамотен, начитан и, безусловно, умен. Наверное, нет среди вас тех, кто не слышал бы о четырех типах темперамента. Но значение оных одними переоценивается, а другими – игнорируется. Сегодня, не вставая на сторону ни тех, ни других, разберемся, – чем все же обусловлено поведение и способность наших чад адаптироваться к условиям социума в большей или меньшей степени?

Темперамент – это только одно из условий формирования тех или иных свойств психики ребенка

Действительно, среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют специфику поведения, деятельности, общения, психических процессов, – особое место принадлежит темпераменту. И уже с раннего возраста у детей мы можем четко различить степень эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие).
Темперамент – штука врожденная. Нельзя сказать, что один тип хороший, а другой – плохой. Каждый из них имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик – вся эта разноликая компания обладает своими характеристиками, особенностями, плюсами и, конечно, опасностями развития нежелательных свойств. В чистом виде темпераменты встречаются редко. Чаще – сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного.
Знания основных характеристик ребенка, конечно, помогут родителю или педагогу найти правильный к нему подход. Но в жизни все немного сложнее, чем хрестоматийные распыленность интересов у сангвиника; несдержанность и резкость – у холерика; медлительность, вялость и безучастность к окружающему – у флегматика; чрезмерная застенчивость и плаксивость – у меланхолика.
Темперамент – это только одно из условий формирования тех или иных свойств психики ребенка. Любые расстройства поведения определяются воспитанием, и вероятность их возникновения в связи со свойствами темперамента, это лишь малая толика вкупе с методами, средствами воспитания и воздействия окружающей среды в целом.

При крайней дисгармонии воспитательных воздействий и особенностей темперамента дело, конечно, может дойти до серьезных расстройств поведения, приводящих к нервным срывам и психологическим заболеваниям, либо к тяжелым искривлениям последующего жизненного пути ребенка.

Как можно скорректировать поведение ребенка?

Благодаря пластичности нервной системы на темперамент можно и нужно влиять, если хотите привить вашим детям важные для социализации в обществе черты характера. Опираться при этом необходимо именно на сильные стороны темперамента. Но подходить к темпераменту с оценочными критериями – опасно.
К примеру, если ваш ребенок медлителен, постоянные замечания по ускорению темпов деятельности могут вызвать негатив и снижение интереса к процессу. Но если вы будете подчеркивать качество выполненной работы, то, скорее всего, выработаете в ребенке усердность. Можно при этом объяснять, что изменится, если ребенок выполнит задание еще и немного быстрее (быстрее выполнит уроки, раньше сможет приступить к занятиям, которые ему более приятны, чем домашнее задание).
А если ваш малыш быстр, как метеор, не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения, а еще и упрям (любит сделать все сам, несмотря на набитые шишки), – позволяйте ему это делать, но направляйте и поддерживайте, идите с ребенком до конца процесса, возвращайте к деятельности, если он с нее переключился. Так, вопреки особенностям, вы сможете привить другие полезные для жизни личностные привычки.
Ошибка многих родителей – приверженцев «темпераментного» воспитания – в том, что они зачастую стараются оправдать раздражительность, несобранность, нарочито плохое поведение или распущенность особенностями (неуравновешенностью) темперамента их детей.
Не стоит, мило улыбаясь, объяснять людям, на чью голову залез ваш ребенок, что – он холерик, сейчас там немного посидит, и снова побежит по своим подвижным делам. А стоит вам самим научиться относиться к окружающим бережно и деликатно, и в обязательном порядке, привить это своему ребенку. Ровное, спокойное, доброжелательное поведение под силу каждому. Нужно уметь научить ребенка управлять своим поведением.
Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в стадии становления, а основные свойства нервных процессов интенсивно развиваются.
Холерик

Помогите вашему холерику, впадающему в состояние возбуждения, брать себя в руки и не допускать вспышек гнева.

Меланхолик

Развейте в меланхолике чувство уверенности и научите не впадать в панику по любому поводу

Сангвиник

Увлеките склонного к частой смене впечатлений сангвиника интересным делом, где он сможет много общаться с другими детьми – и даже если оно ему быстро наскучит, он сможет довести его до конца, ведь этот тип темперамента хорошо владеет собой

Флегматик

Подбодрите вашего медлительного и невозмутимого флегматика, рассмешите – тормошите чаще его инертный тип нервной системы. Помогайте быстрее ориентироваться в меняющихся ситуациях и обстановках

Любите своих детей, не вгоняйте в шаблоны «нормальности», заставляя делать все так, «как положено». Давайте возможность сформироваться характеру на основе разности и уникальности. И помните – никакие природные предпосылки не сформируют в вашем ребенке то, что он с радостью примет от вас. И если вне зависимости от Вашего темперамента и темперамента Вашего ребенка Вы хотите улучшить отношения предлагаю пройти курс "Витамин детство". С пожеланиями гармонии и крепкого счастья, ваш #ПсихологЛиза
Товар добавлен в корзину
Оформить заказ

Смотрите также
от