Техника контейнирования детских эмоций: как это работает
Новое или подзабытое старое?
В основе этой модели лежат представления о том, что младенец не в состоянии справиться со своими эмоциями, переживаниями, и ему нужен человек, который поможет пережить пугающие и непонятные состояния, поэтому ему нужен тот, кто способен помочь справиться с ними. Чаще всего, «контейнером» для ребенка становится мать, но нередки случаи, когда отцы также «контейнируют» своих детей.
Термин можно применять не только для описания отношений между ребенком и родителем, он применим и к отношениям пациента с психоаналитиком, личности с обществом, то есть там, где один может удерживать, оберегать, впускать в себя психические содержания другого. Но здесь есть важное правило: схема должна быть приемлема для обоих, то есть человек должен быть готов, что вы «сольете» ему свой негатив. Как и во всем, в применении техники нужно знать меру. Предположу, что чересчур тревожные родители возьмут метод на вооружение и начнут практиковать направо – налево. Не спешите. Помните, что это применимо в сложных случаях неконтролируемых эмоций. И не отменяет родительской задачи, научить ребенка самостоятельно переживать свои эмоции.
Задача родителя – научить ребенка
самостоятельно переживать свои эмоции
Детская действительность насыщена событиями, способными вызывать бурю эмоций, которые просто неспособны поместиться в ребенке – так их бывает много. И проявляются они в виде крика и плача, топота ногами, протеста, истерики.
В силу недостаточного еще развития нервной системы и эмоциональной сферы у ребенка нет возможности справиться с переживаниями самостоятельно. Оставлять ребенка наедине с его такими эмоциями не стоит.
Подавление и отрицание эмоций может отпечататься на детской психике не самым лучшим образом. В идеале родитель должен научить ребенка контролировать свои эмоции – проговаривать чувства, называть их своими именами. Подсказать, как правильно с ними справляться – осознавать, принимать, перерабатывать и отпускать. И вот как раз в этом способно помочь контейнирование.
Но принять эмоции ребенка – лишь первый шаг, а вот второй, более важный – научить его ответственности.
Уже с 4-5 лет дети понимают, что их могут обидеть, и должны постепенно учиться переживать подобные разочарования. Объясняйте малышу, что его эмоции уместны и нормальны, и помогите найти выход. Предложите несколько вариантов решения ситуации, а ребенок пусть сам выберет тот, что ближе для него. Дети старшего возраста должны сами придумывать решения.
Если регулярно упускать второй момент контейнирования, ребенок не сможет стать ответственным и самостоятельным. Велика вероятность, что и потом, во взрослой жизни он будет постоянно жаловаться окружающим на тяжелую жизнь (то есть искать повсюду новые «контейнеры»). Оглядитесь по сторонам. Правда вокруг полно желающих «слить» на вас негатив, и ничего не делать? Постарайтесь избавиться от этого неполезного взаимодействия.
Принять эмоции ребенка – лишь первый шаг,
второй, более важный – научить его ответственности
Прояснение, когда ребенок начинает рассказывать о том, что с ним случилось и что его так расстроило. Здесь важно сосредоточиться не на самом событии, а на эмоциях, которые испытывает ребенок. Важно четко определить, что чувствует сын или дочь (гнев, страх, обиду), и проговорить: «Ты очень обижен», «Ты сильно рассердился», «Ты испугался».
Понимание наступает после того как эмоцию назвали, ребенку стало немного легче, так как он почувствовал понимание родителя. В этот момент важно связать негативное состояние с конкретным событием, которое вывело ребенка из равновесия. Например, «Ты обиделся, когда этот мальчик не захотел с тобой играть», «Ты испугался, когда собака неожиданно залаяла». На этом этапе чаще всего ребенок уже начинает успокаиваться, так как негатив выплеснут, его выслушали и, главное, поняли.
Стадия планирования определяет дальнейшую стратегию. Здесь возможны два варианта. Первый – подумать, что можно сделать сейчас, чтобы разрешить ситуацию или успокоиться. Второй – решить, как поступать в подобном случае в следующий раз. Подытожим. Задача взрослого при использовании техники в ситуации, когда ребенка переполняют эмоции, и он не знает, как с ними справиться, первое – определить эмоцию. Второе – перевести ее на понятный ребенку язык и «вернуть» ее ребенку. Но! Эмоции не должны лишь переходить от одного человека к другому, результатом должно оказаться некое действие ребенка, его осознание ситуации. Ребенок должен иметь силы и возможность лично пережить эмоции, а не перебрасывать их на родителя. Например: «Мы погрустили, а теперь давай думать, что делать дальше. Как поступить, чтобы того, из-за чего ты плакал, больше не случилось?». Предлагайте варианты действий, дайте возможность выбрать вариант, соответствующий темпераменту или другим причинам.
и «вернуть» обратно ребенку.
Что делать взрослому, когда его собственный «контейнер» переполнен?
- Осознать свою эмоцию (назвать ее: «я сейчас злюсь, обижаюсь, боюсь» и т.п.). В идеале проговорить вслух, можно перед зеркалом. Важно не забывать при этом, что – вы человек и имеете право чувствовать, то что чувствуете. Не винитесь за это.
- Понять причины, мысли, убеждения, которые к этому привели, изменить их.
- Дать этой эмоции выйти (проработать ее).
- Научиться выдерживать эмоции других людей (кричит муж, отчитывает начальник, нагрубили в банке или в супермаркете, в общественном транспорте).
Чтобы не стать «контейнером» для всех окружающих, не накричать, не расплакаться, не испугаться в ответ, а отреагировать и действовать спокойно, в любой напрягающей ситуации используйте следующие способы.
Техника 1. Дышите глубоко.
Вдох служит для поддержания тонуса, выдох – для сброса напряжения и расслабления. Закройте глаза, сосредоточьтесь на дыхании.
Сделайте глубокий вдох на 3–4 счета, максимально надувая живот и наполняя грудную клетку кислородом (мысленно собирая на вдохе негативные эмоции с тела в один комок), на несколько секунд задержите дыхание.
Далее – еще более глубокий выдох на 6–8, при этом живот втягивается, грудная клетка опускается (мысленно сбрасывая все негативные эмоции из тела через стопы в землю). Дышите, пока не почувствуете спокойствия и удовлетворения внутри вас.
Техника 2. Возьмите чистый лист бумаги и карандаши, фломастеры, ручку (в идеале, если это будет простой карандаш).
Сядьте в тихое, уединенное место. Возьмите карандаш в кулак. Осознайте свою эмоцию. И начните черкать карандашом по всему листу, сбрасывая накопившееся. Продолжайте рисовать, пока не почувствуете удовлетворения и облегчения. Далее можно порвать или скомкать лист и выбросить в мусорную корзину.
Техника 3. Ха-выдох.
Встаньте, закройте глаза, поставьте ноги на ширине плеч. Начните глубоко дышать, представляя, что вся ваша эмоция (будь то злость, обида, страх и другие) «подтягивается» и собирается в центре груди.
Еще вдох – соберите эмоцию в один большой комок. На следующем вдохе поднимите руки вверх, наберите полную грудь воздуха и резко, с шумом выдохните, выкрикнув: «Ха!», согнувшись пополам. При этом сбросьте эмоцию из тела. Далее несколько спокойных и глубоких вдохов и выдохов. Попейте воды и улыбнитесь.